Информация для граждан - потребителей финансовых услуг
Финансовый уполномоченный (омбудсмен) участвует в урегулировании досудебных споров между физическими лицами и финансовыми организациями.
В его компетенции рассмотрение споров имущественного характера в сумме до 500 тысяч рублей (исключение: нарушения страховщиком порядка страхового возмещения по договору ОСАГО). Потребители финансовых услуг вправе заявлять требования к финансовой организации уже в судебном порядке, но только после обращения к финансовому уполномоченному.
Финансовые организации (страховые организации, микрофинансовые организации, банки, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды), которые согласились взаимодействовать с финансовым омбудсменом на добровольной основе, включены в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. Если финансовая организация не входит в реестр или перечень финансовых организаций, организовавших взаимодействие с финансовым уполномоченным, потребуется обращаться в суд для защиты своих прав.
Обратиться к финансовому уполномоченному можно, если у вас возник спор с финансовой организацией, которая оказала вам финансовую услугу, не связанную с осуществлением вами предпринимательской деятельности, в течение 3 лет со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права.
Для потребителей финансовых услуг рассмотрение спора с финансовой организацией осуществляется бесплатно.
До обращения к финансовому уполномоченному необходимо направить претензию в организацию, с которой у вас возник спор, в форме, установленной финансовым уполномоченным. Ответ должен прийти на вашу электронную почту или на почтовый адрес в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения претензии. Если ответ финансовой организации не поступил в срок или не был урегулирован спор, можно обращаться к финансовому уполномоченному.
Обратиться к финансовому уполномоченному можно через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного, портал Госуслуги или в письменной форме по адресу финансового уполномоченного. Решение финансового уполномоченного будет направлено вам одним из следующих способов: в форме электронного документа или письменно на почтовый адрес в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи обращения потребителем финансовых услуг. Оно вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания. Решение финансового уполномоченного будет направлено финансовой организации в течение одного рабочего дня со дня его принятия. Финансовая организация обязана исполнить решение в указанный в нем срок. Если в установленный срок решение не исполнено, финансовый уполномоченный, на основании вашего заявления выдаст вам удостоверение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение в исполнение в принудительном порядке.
В случае если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного, суд на основании вашего заявления взыщет с финансовой организации штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного.
Если вы не согласны с вступившим в силу решением финансового уполномоченного, то вы вправе в течение 30 календарных дней после дня вступления его в силу обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении. Для подтверждения факта обращения к финансовому уполномоченному по указанному требованию вам необходимо предоставить в суд документы, подтверждающие ваше обращение к нему. Копия иска в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.
Публикация подготовлена слушателем курса «Финансовое консультирование», заместителем директора МБУ г. Новошахтинска «МФЦ» Кульбицкой М.В.